Татьяна Калашникова, "Цитадель Ци", 2007

Татьяна Калашникова, "Цитадель Ци", 2007
посвящается бесконечным бумажкам и блокнотикам,
куда я постоянно что-то выписываю;
следы бессистемного хаоса чтения

Х.Кортасар "Книга Мануэля"

вот уж, наверно, и не снится ему, что я превратил его в образ самого мне ненавистного, в образ людей, которые звонят в мою квартиру в середине моцартовского квинтета, не дают спокойно читать дневник Анаис Нин или слушать Джонни Митчелл

Сильвия Плат "Луна и тисовое дерево"

Луна – не выход. Своеобразная лицом,
Бела, как сжатый кулак, и ужасно печальна.
Как тяжкое преступленье, тащит за собой моря; тиха,
С округленным отчаяньем ртом.

...

Святость сводит их лица и руки.
Луна не видит всего этого, дикая и облысевшая.

И.Северянин "Хабанера III"

О, бездна тайны! О, тайна бездны!
Завенье глуби... Гамак волны...
Как мы подземны! Как мы надзвездны!
Как мы бездонны! Как мы полны!

И.Северянин

Я - соловей, и, кроме песен,
Нет пользы от меня иной.
Я так бессмысленно чудесен,
Что смысл склонился предо мной.

Петр Вайль "Стихи про меня"

стихи, к тому же на слух, толком не понятны, слышна лишь просодия.
<...>
Интонация важнее содержания.

Петр Вайль "Стихи про меня"

С годами главным чувственным переживанием становится память.

Мандельштам о Пастернаке:

"Такие стихи должны быть целебны от туберкулеза"

Петр Вайль "Стихи про меня"

Водка - русский психоанализ

***

Страдай, пока пьёшь. Алкогольная достоевщина.

Петр Вайль "Стихи про меня" /о позднем Маяковском/

...натужность:
вместо поэтической отваги - поэтическая техника, что почти всегда означает пустоту.

О.Мандельштам "Ленинград"

Петербург! я еще не хочу умирать:
       У тебя телефонов моих номера.
      
       Петербург! у меня еще есть адреса,
       По которым найду мертвецов голоса.
      
       Я на лестнице черной живу, и в висок
       Ударяет мне вырванный с мясом звонок.
      
       И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
       Шевеля кандалами цепочек дверных.

О.Мандельштам

Нет, не спрятаться мне от великой муры За извозчичью спину-Москву - Я трамвайная вишенка страшной поры И не знаю - зачем я живу. Ты со мною поедешь на "А" и на "Б" Посмотреть, кто скорее умрет. А она - то сжимается, как воробей, То растет, как воздушный пирог. И едва успевает грозить из дупла - Ты - как хочешь, а я не рискну, У кого под перчаткой не хватит тепла, Чтоб объехать всю курву-Москву.

Федор Степун, о Цветаевой

"Настоящие природные поэты, которых становится всё меньше, живут по своим собственным, нам не всегда понятным, а иной раз и мало приятным законам"

лирически

Весна. Открылась нафигация...
(Степан Балакин)

А.П.Чехов "На пути"

Благородное, возвышенное рабство! В нем-то и заключается высокий смысл женской жизни! <...> Эта великодушная выносливость, верность до могилы, поэзия сердца... Смысл жизни именно в этом безропотном мученичестве, в слезах, которые размягчают камень, в безграничной, всепрощающей любви, которая вносит в хаос жизни свет и теплоту...

А.П.Чехов "На пути"

На дворе шумела непогода. Что-то бешеное, злобное, но глубоко несчастное с яростью зверя металось вокруг трактира и старалось ворваться вовнутрь. Хлопая дверями, стуча в окна и по крыше, царапая стены, оно то грозило, то умоляло, а то утихало ненадолго и потом с радостным, предательским воем врывалось в печную трубу, но тут поленья вспыхивали и огонь, как цепной пес, со злобой несся навстречу врагу, начиналась борьба, а после нее рыдания, визг, сердитый рев. Во всем это слышалась и злобствующая тоска, и неудовлетворенная ненависть и оскорбленное бессилие того, кто когда-то привык к победам...

А.П.Чехов "На пути"

Природа вложила в русского человека необыкновенную способность веровать, испытующий ум и дар мыслительства, но все это разбивается в прах о беспечность, лень и мечтательное легкомыслие.

А.П.Чехов "На пути"

Не весело слушать, когда балагурят несчастные или умирающие.

И.Бахтерев

Так сочинилась мной элегия
О том, как ехал на телеге я.

А.Введенский "Элегия"

Исчезнувшее вдохновенье
теперь приходит на мгновенье,
на смерть, на смерть держи равненье,
поэт и всадник бедный.

И.Бродский

Зная медные трубы, мы в них не трубим.
Мы не любим подобных себе, не любим
тех, кто сделан был из другого теста.
Нам не нравится время, но чаще - место.

Б.Пастернак

Я жизнь в стихах собью так туго,
Чтоб можно было ложкой есть.

А.Чехов "Счастье"

Ежели который человек мужицкого звания все больше молчит, старушечьими делами занимается да норовит в одиночку жить, то тут хорошего мало.

А.Чехов "Счастье"

Окруженное легкою мутью, показалось громадное багровое солнце. Широкие полосы света, еще холодные, купаясь в росистой траве, потягиваясь и с веселым видом, как будто стараясь показать, что это не надоело им, стали ложиться на земле. Серебристая полынь, голубые цветы свинячьей цибульки, желтая сурепа, васильки - все это радостно запестрело, принимая свет солнца за свою собственную улыбку.

Георгий Иванов

1

Друг друга отражают зеркала, 
Взаимно искажая отраженья.

Я верю не в непобедимость зла,
А только в неизбежность пораженья.

Не в музыку, что жизнь мою сожгла, 
А в пепел, что остался от сожженья.

2

Игра судьбы. Игра добра и зла.
Игра ума. Игра воображенья.
"Друг друга отражают зеркала,
Взаимно искажая отраженья..."

Мне говорят - ты выиграл игру!
Но все равно. Я больше не играю.
Допустим, как поэт я не умру,
Зато как человек я умираю.

Габриэль Гарсиа Маркес "Другая сторона смерти"

Но он уже так смирился со смертью, что, возможно, от смирения и умер.

Филип Дик "Вкус вуба"

Отстранение - это временное состояние, недолгое скитание души. У него есть начало, у него есть и конец. Путник возвращается к своей земле, своему племени...

Георгий Иванов

Ох уж это русское, колеблющееся, музыкальное, онанирующее сознание. Вечно кружащее вокруг невозможного, как мошкара вокруг свечки...

Чуковский, об Иванове

"Таковы же были и его стихи: как будто хороши, но почти несуществующие; читаешь и чувствуешь, что, в сущности, можно и без них обойтись"

Владимир Уфлянд

Уже давным-давно замечено,
как некрасив в скафандре Водолаз.
Но несомненно: есть на свете Женщина,
что и такому б отдалась.

Быть может, выйдет из воды он прочь,
обвешанный концами водорослей,
и выпадет ему сегодня ночь,
наполненная массой удовольствий.

(Не в этот, так в другой такой же раз.)
Та Женщина отказывала многим.
Ей нужен непременно Водолаз.
Резиновый. Стальной. Свинцовоногий.

Вот ты
хоть не резиновый,
но скользкий.
И отвратителен, особенно нагой.

Но Женщина ждет и тебя.
Поскольку
Ей нужен именно такой.

Петр Вайль "Стихи про меня"

...интеллигентский комплекс вины перед народом...
Первородный грех интеллигента.

Петр Вайль "Стихи про меня"

Нечасто выдается шанс проявить великодушие и благородство, но вежливость и деликатность - их бытовые заменители.

Петр Вайль "Стихи про меня"

Литературное простодушие - всегда маска. Как и литературная желчь, и литературная ярость, и литературное безразличие.

Габриэль Гарсиа Маркес "Диалог с зеркалом"

Уйдя с головой в мягкую подушку, удобно устроив тело так, чтобы отдыхали все органы, он ощущал, что у жизни горизонтальный привкус и что эта позиция - самая удобная для его принципов.

И.Бродский "Зимним вечером в Ялте"

Сухое левантинское лицо,
упрятанное оспинками в бачки.
Когда он ищет сигарету в пачке,
на безымянном тусклое кольцо
внезапно преломляет двести ватт,
и мой хрусталик вспышки не выносит:
я щурюсь; и тогда он произносит,
глотая дым при этом, «виноват».

Январь в Крыму. На черноморский брег
зима приходит как бы для забавы:
не в состояньи удержаться снег
на лезвиях и остриях агавы.
Пустуют ресторации. Дымят
ихтиозавры грязные на рейде.
И прелых лавров слышен аромат.
«Налить вам этой мерзости?» «Налейте».

Итак -- улыбка, сумерки, графин.
Вдали буфетчик, стискивая руки,
дает круги, как молодой дельфин
вокруг хамсой заполненной фелюки.
Квадрат окна. В горшках -- желтофиоль.
Снежинки, проносящиеся мимо.
Остановись, мгновенье! Ты не столь
прекрасно, сколько ты неповторимо.

Петр Вайль "Стихи про меня"

"невроз влияния": художник внешне отталкивается от того, кто ему внутренне близок.

Петр Вайль "Стихи про меня"

мужество перед лицом жизни, которая - в повседневном потоке своем - может предстать и очень часто предстает скукой.

Владимир Уфлянд "Себе"

Что делать, если ты художник слабый?
Учиться в Лондоне, Берлине или Риме?
Что делать, если не хватает славы?
Жениться на известной балерине?
Что делать, если хочешь быть примером?
Писать руководителей портреты?
Что делать, если нет своей манеры?
Писать в чужой?
Чужой присвоить метод?
Что делать, если до тебя сто раз
писали так же? И писали то же?
Что делать?
Стоит ли стараться?
Что делать, если ты плохой художник?

1957

Владимир Уфлянд

Мир человеческий изменчив.
По замыслу его когда-то сделавших.
Сто лет тому назад любили женщин.
А в наше время чаще любят девушек.
Сто лет назад ходили оборванцами,
неграмотными,
в шкурах покоробленных.
Сто лет тому назад любили Францию.
А в наши дни сильнее любят Родину.
Сто лет назад в особняке помещичьем
при сальных, оплывающих свечах
всю жизнь прожить чужим посмешищем
легко могли б вы.
Но сейчас.
Сейчас не любят нравственных калек.
Веселых любят.
Полных смелости.
Таких, как я.
Веселый человек.
Типичный представитель современности.

1957

И.Бродский

"Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно".

В.Уфлянд

Бывает так досадно, раскошелясь,
что шарф роняешь, вешая, с гвоздя.

Набрав воды для умывания
в колодце, сгорбленном от ветхости,
рабочий обратил внимание
на странный цвет ее поверхности.
— Вот дьявол!
Отработал смену.
Устал. Мечтаешь: скоро отдых!
А здесь луна, свалившись с неба,
опять попала в нашу воду!
Теперь попробуй ею вымыться!
Чтоб растворился запах пота.
Чтоб стал с известной долей вымысла
тот факт, что смену отработал.

Свою жену он будит Марью.
Хоть и ночное время суток.
Фильтрует воду через марлю.
Но ведь луна — не слой мазута.
И от воды не отделима.
Рабочий воду выливает
в соседние кусты малины.
Кисет с махоркой вынимает.
И думает:
— Вот будет крику,
коль обнаружится внезапно,
что лунный у малины привкус.
Что лунный у малины запах!

1959

В.Высоцкий "Старый дом"

"...Двери настежь у нас, а душа взаперти.
Кто хозяином здесь? - напоил бы вином".
А в ответ мне: "Видать, был ты долго в пути -
И людей позабыл, - мы всегда так живем!

Траву кушаем,
Век - на щавеле,
Скисли душами,
Опрыщавели
..."

Р.В. Захаржевская "История костюма"

"В Венеции на крыше каждого дома имелась маленькая беседка, открытая сверху, где женщина, защищенная от нескромных взглядов, могла сидеть с распущенными волосами, смоченными специальной краской, продетыми в шляпу с полями и без дна, и ждать, когда под знойным солнцем волосы приобретут знаменитый золотой оттенок..."

Кровосток - жесть

Блядство переживает Ренессанс

Стимуляторы, галлюциногены и эйфоретики доказывают, что рай умещается в пакетике

«За что Леху? Леха ж свой…» Разуй глаза, Леха нам такой же свой, как Ной.

Пиздаускас этому пионерскому отряду

В 7 году люди договариваются, а не вырезают сходу аул.

Дым густой, как сперма

Не умереть надо уметь

Слишком часто жизнь помещается в гроб

Честные борцы с трезвостью харкают рифму, раскидывая ее по каналам налево и направо

Крепкое, как капронная сеть, слово

Уставшими ногами подпирают мир снизу. Оттуда демоны пускают горящие стрелы в пятки: но не в них сердце.

Пара «макаровых» смотрела в мою сторону, как глаза матери, когда ее отпевали.

Не помню, откуда помню.

Розовый бройлер на анаболиках

Как пиздатый микс, свелась история.

Терри Пратчетт "Пирамида"

Звезды усеяли беспросветную тьму - словно Создатель, разбив ветровое стекло своего автомобиля, не позаботился остановиться и убрать осколки.

А. П. Чехов "Огни"

Когда грустно настроенный человек остается один на один с морем или вообще с ландшафтом, который кажется ему грандиозным, то почему-то к его грусти всегда подмешивается уверенность, что он проживет и погибнет в безвестности, и он рефлективно хватается за карандаш и спешит записать на чем попало свое имя.

А. П. Чехов "Огни"

Молодость имеет свои права, а наше мышление в принципе ничего не имеет против этих прав, хороши они или отвратительны.

А. П. Чехов "Огни"

И тут <...> первый раз в жизни собственными глазами увидел, с какою жадностью одно поколение спешит сменить другое и какое роковое значение в жизни человека имеют даже какие-нибудь семь-восемь лет.

Терри Пратчетт

Приятная в обращении дама, сосредоточенная на себе, как гироскоп.

Терри Пратчетт

...уделял много времени государственным заботам и периодически объявлял себя чайкой.

Габриэль Гарсиа Маркес "Монолог Исабели, которая смотрит на дождь в Макондо"

упасть ей мешала привычка быть живой.

Туве Янссон, "Волшебная зима"

Туу-Тикки:
"Вот так бывает всегда в приключенческих повестях. Все только и делают, что спасают друг друга. Хотела бы я, чтобы кто-нибудь когда-нибудь написал о той, кто пытается согреть героев".

Петр Вайль "Стихи про меня"

жизненный поток и состоит не из эпохальных происшествий, а из такой ерунды, без которой жить не хочется и не стоит.

А.Володин - Простите меня…

Простите, простите, простите меня. И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю. Но только вы тоже простите меня. Забудьте, забудьте, забудьте меня. И я вас забуду, и я вас забуду. Я вам обещаю, вас помнить не буду. Но только вы тоже забудьте меня. Как будто мы жители разных планет. Но вашей планете я не проживаю. Я вас уважаю, я вас уважаю! Но я на другой проживаю. Привет!

Алексей Цветков

поди вернись в верховья мира
в забытой азбуке года
где только мила ела мыло
а мы не ели никогда
мертва премудрости царица
мать умозрительной хуйни
пора в мобильнике порыться
взять и жениться по любви

Терри Пратчетт "Пирамиды"

Это была метафора или, попросту говоря, ложь.

А.П.Чехов "Красавицы"

И чем чаще она со всей красотой мелькала у меня перед глазами, тем сильнее становилась моя грусть. Мне было жаль и себя, и ее, и хохла, грустно провожавшего ее взглядом всякий раз, когда она сквозь облако половы бегала к арбам. Была ли это у меня зависть к ее красоте, или я жалел, что эта девочка не моя и никогда не будет моею и что я для нее чужой, или смутно чувствовал я, что ее редкая красота случайна, не нужна и, как все на земле, не долговечна, или, быть может, моя грусть была тем особенным чувством, которое возбуждается в человеке созерцанием настоящей красоты, бог знает!

А.П.Чехов "Красавицы"

секрет и волшебство ее красоты заключались именно в этих мелких, бесконечно изящных движениях, в улыбке, в игре лица, в быстрых взглядах на нас, в сочетании тонкой грации этих движений с молодостью, свежестью, с чистотою души, звучавшею в смехе и в голосе, и стою слабостью, которую мы так любим в детях, в птицах, в молодых оленях, в молодых деревьях. Это была красота мотыльковая, к которой так идут вальс, порханье по саду, смех, веселье и которое не вяжется с серьезной мыслью, печалью и покоем; и, кажется, стоит только пробежать по платформе хорошему ветру или пойти дождю, чтобы хрупкое тело вдруг поблекло и капризная красота осыпалась, как цветочная пыль.

Х.Кортасар "Лодка или ещё одно путешествие в Венецию"

То, что пытаешься делать из любви, оборачивается хвастливым козырянием своей учёностью.

Х.Кортасар "Лодка или ещё одно путешествие в Венецию"

туристы - призраки среди нормальных людей, которые ходят на работу, приходят домой, у которых есть семьи, которые говорят на одном языке и которые знают о том, что происходит сейчас, а не в период археологической старины.

Х.Кортасар "Лодка или ещё одно путешествие в Венецию"

маленькие мостики, которые, будто веки, прикрывают дремлющие каналы

Х.Кортасар "Лодка или ещё одно путешествие в Венецию"

Life, lie. Жизнь и ложь разделяет всего лишь одна безобидная буква.

Элисио Диего "История о негре-бездельнике"

ночь, похожая на громадную, невероятно тяжёлую стопу, - вся плоть, вся кровь, весь костяк ночи

Элисио Диего "История о негре-бездельнике"

Труд, с каким ребёнок среди великого скопления призраков и смертей должен прожить детство.

Из интервью с Натальей Туниковской, президентом "Академии Колористики и Геометрии"

"Своим ученикам я люблю повторять слова известного московского стилиста, Александра Петрова: «Закончить учиться можно только за 5 минут до смерти».

Элисио Диего "Дивертисменты"

Истинные дни, не подметённые фантазиями или  грёзами.

х/ф The Devil's Advocate

Умей из всего извлечь пользу, а потом забыть.

И.Бродский

Я взбиваю подушку мычащим "ты"
за морями, которым конца и края,
в темноте всем телом твои черты,
как безумное зеркало, повторяя.

С.Гандлевский

Здесь бы мне и осесть, да шалят тормоза.
Ближе к лету уйду, и в минуту ухода
Жизнь моя улыбнется, закроет глаза
И откроет их медленно снова - свобода.

И. Бродский "Я был только тем, чего"

Я был только тем, чего  ты касалась ладонью,  над чем в глухую, воро'нью  ночь склоняла чело. Я был лишь тем, что ты там, снизу, различала: смутный облик сначала, много позже -- черты. Это ты, горяча, ошую, одесную раковину ушную мне творила, шепча. Это ты, теребя штору, в сырую полость рта вложила мне голос, окликавший тебя. Я был попросту слеп. Ты, возникая, прячась, даровала мне зрячесть. Так оставляют след. Так творятся миры. Так, сотворив их, часто оставляют вращаться, расточая дары. Так, бросаем то в жар, то в холод, то в свет, то в темень, в мирозданьи потерян, кружится шар.

М.Булгаков "Заметки юного врача"

Счастье как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь.

Даниил Хармс

Так начинается голод:
с утра просыпаешься бодрым,
потом начинается слабость,
потом начинается скука,
потом наступает потеря
быстрого разума силы,
потом наступает спокойствие.
А потом начинается ужас.

Джэймс Джойс об Одиссее

Фауст не только не имеет полноты человечности, но вовсе не человек. Стар он или молод? Где его дом, семья? Ничего этого мы не знаем... Гамлет — да, Гамлет — человеческое существо, однако он только сын. А Улисс — сын Лаэрта, отец Телемака, муж Пенелопы, любовник Калипсо и соратник греческих бойцов у стен Трои, и царь Итаки... И еще, не забудьте, он — симулянт, пытавшийся уклониться от воинской службы... Но, попав на войну, он идет до конца. Когда другие хотели бросить осаду, он настаивал продолжать ее... И потом, он был первым джентльменом в Европе. Когда он вышел голым навстречу юной принцессе, он скрыл от девичьих глаз существенные части своего просоленного тела. И он же — великий изобретатель. Танк — его создание. Деревянный конь или железный короб — какая разница? и то, и другое — оболочка, где сидят, скрывшись, воины!

Марсель Эме «Красавчик»

Поэт тащится позади своего разума, демонстративно выражая свое к нему презрение, но остерегаясь наступить ему на хвост.

Мир только притворяется, что он есть, чтобы обмануть меня, а сумей я обернуться достаточно проворно – увижу позади зияющую пустоту.

Марсель Эме «Красавчик»

Основа семейного счастья – обоюдная слепота и молчаливый уговор узнавать друг о друге как можно меньше.

Всякую проблему, даже любовную, легче решить, когда занимаешься делом. Когда человек работает, он не замыкается в себе, его размышления сопрягаются с реальными предметами и событиями. Хорошо работать – значит хорошо жить.

Марсель Эме «Красавчик»

Лицо – зеркало души, просто у каждого человека оно обладает своим показателем преломления. Солнце тоже греет и освещает нас по-разному, в зависимости от того, какое сейчас небо. …  Так и душа – уловить в ней можно лишь то, что открыто взору.

Х.Кортасар "Письмо в Париж одной сеньорите"

только что написанное стихотворение,  плод  Идумейской  [3]  ночи:  оно  до такой степени твое, чуть ли не ты сам... а потом до такой степени не твое, такое отдельное и отчужденное в своем плоском белом мире величиною с листок почтовой бумаги.

«Игра в классики», Хулио Кортасар

Мы занимались любовью, относясь к этому критически и с какой-то виртуозной отстраненностью, после чего погружались в жуткое молчание, и пивная пена на стаканах становилась похожей на паклю, уменьшалась и таяла, а мы смотрели друг на друга и понимали, что это и есть время.

«Игра в классики», Хулио Кортасар

Я испытывал что-то вроде умственного зуда

«Игра в классики», Хулио Кортасар

Темнота ночей, блевавших музыкой и табачным дымом

«Игра в классики», Хулио Кортасар

Спутанный клубок Парижа <…>, его непознаваемая сущность, запутанная даже для него самого

«Игра в классики», Хулио Кортасар

Счастье  <…> должно быть похоже на то, как будто бы ты увидел единорога, или попал на остров, или как будто падаешь вниз среди полной неподвижности

«Игра в классики», Хулио Кортасар

В те дни пятьдесят какого-то года мне стало казаться, что я загнан в пространство между Магой и пониманием того, что все должно измениться

***

Никогда я не был так близок к свободе, как в те дни, когда чувствовал себя загнанным в мир Маги, и когда стремление освободиться было признанием моего поражения.

«Игра в классики», Хулио Кортасар

Надо чаще отказываться от действия, потому что отказ – это и есть протест в чистом виде.

Х.Кортасар «Некто Лукас»

Цивилизованные люди лицемерят, когда впадают в ботанический экстаз, - лишите их scotch on the rocks в полвосьмого вечера, и они проклянут ту минуту, когда покинули свой очаг ради того, чтобы стать жертвой оводов, солнечных ударов и комючек, что же касается тех, кто особенно близок к природе, то они не умнее ее самой. Роман, комедия или соната не требуют длительного возвращения и душа – но именно здесь мы достигаем непостижимых высот, превосходим сам и себя.

Х.Кортасар «Некто Лукас»

В неком месте должна находиться помойка, где свалены объяснения.

Лишь одно беспокоит в этой вполне представимой картине: что произойдет в тот день, когда кто-то сподобится объяснить также помойку?

Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

- ...Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: "Где-то там живет мой цветок..." 

Ричард Бах "Чайка Джон Ливингстон"

Серая скука, страх и злоба - то, что мешает жить долго и быть счастливым. 

Артемий Лебедев "Ководство"

Дизайнер — один из самых честолюбивых, необразованных, поверхностных специалистов. Конкурировать он может только с журналистом. И того, и другого только маркетолог переплюнет по коэффициенту тупость×уверенность.

Х.Кортасар, «Некто Лукас»: «Лукас, его дискуссии с единомышленниками»

На это предложение

отвечу я, друзья:

как можно быть в движенье,

всё время тормозя?

(пер. П.Грушко)

Х.Кортасар, «Некто Лукас»: «Лукас, его дискуссии с единомышленниками»

Не хочет слово быть произнесённым,

пока ему мы шею не свернём,

так Муза примиряется с Писцом

в редчайший миг, который мы зовём

Вальехо или, скажем, Маяковский.

Х.Кортасар, «Некто Лукас»: «Лукас, его дискуссии с единомышленниками»

Ясность трудно достижима, в силу чего тёмное становится стратегией, чтобы под видом трудного протащить лёгкое.

Х.Кортасар, «Некто Лукас»: «Лукас, его дискуссии с единомышленниками»

Пусть по миру крылом нас подлежаще

бьёт существительное-альбатрос.

Х.Кортасар "Лукас, - его долгие путешествия"

Маргариту отделяет от меня внушительное количество лет улитковых <...> Если бы <...> я вел счет на световые годы, у нас были бы уже внуки, но, когда любишь долго и нежно, когда растягиваешь удовольствие от ожидания, естественней всего выбирать годы улитковые.

Х.Кортасар, "Игра в классики"

Все получается как нельзя лучше, если по-настоящему захотеть. Анализ всегда только портит дело.

Х.Кортасар "Игра в классики"

Травелер, об Орасио

Когда он с нами, стены рушатся, все летит к чертям собачьим, и вдруг небеса начинают сказочно сиять, звезды сыплются прямо к хлебницу, утка превращается в лебедя Лоэнгрина…

"Агата Кристи", "Извращение" ("Ураган", 1996 год)

Мы слишком люди.
Мы слишком любим,
не видя света
других планет.
А где-то космос
считает звёзды,
а звёздам счёта
навеки нет.
...

Всегда так будет:
те, кто нас любит,
нам рубят крылья
и гасят свет.

Алессандро Барикко "Море-океан"

- Не водопад мне нужен, Эдель, а безмятежное озеро, не дубы, а березы; те горы  в глубине должны стать холмами, день -- закатом, вихрь -- ветерком, город - деревенькой, замки - садами. И  уж если  не  обойтись без  ястребов, пускай себе парят где-нибудь в вышине.      Да, я понял. А как быть с людьми?      Барон  молчит.  Он  обводит  взглядом  всех  действующих  лиц  огромной гобеленной мастерской,  одного за  другим, словно   испрашивая  их совета. Он переходит от стены к стене, но не слышит ответа. Так и должно было быть.      -- Эдель, а как бы сотворить таких людей, которые не причиняют зла?      Верно, и Господь Бог задавался в свое время подобным вопросом.      -- Не знаю. Но попробую.

Х.Кортасар "Игра в классики"

Ты ищешь то, что называешь гармонией, но ищешь там, где ее нету, - среди друзей, в семье, в городе. Почему ты ищешь ее внутри социальных ячеек?

Х.Кортасар "Игра в классики"

Наши отношения похожи на химическую реакцию – они развиваются вне нас.

А.Лебедев "Ководство"

Стремление идти «проверенным путем» рождает уродцев без души и смысла. Без эксперимента и смелости нельзя добиться нового и интересного. Крупные компании набирают штаты маркетологов, большая часть которых с рождения боится думать. Современный маркетинг — машина по убийству идей.

Алессандро Барикко "Море-Океан"

Бартльбуму 38  лет. Он верит,  что  где-нибудь  и когда-нибудь встретит женщину,  которая всегда была  и будет его  женщиной.  Порой  он  сетует  на немилосердную судьбу, заставляющую его упорно ждать своего часа. Впрочем, со временем он стал  относиться к этому сдержаннее. Много  лет, изо дня в день, он берет в руку перо и пишет ей. Бартльбум  не знает ни ее имени, ни адреса, но он твердо знает, что должен рассказать ей о своей жизни. Ибо кому же, как не ей? Он верит, что, когда они встретятся, он с трепетной радостью водрузит на ее лоно шкатулку красного дерева, доверху наполненную письмами, и скажет:      -- Я ждал тебя.      Она откроет шкатулку  и  неспешно,  под  настроение, прочтет  их все до одного, взбираясь по верстовой иссиня-чернильной нити, восполняя годы --дни, мгновения, -- которые этот  человек подарил ей задолго до того как встретил. А может,  попросту перевернет шкатулку и, ахнув при виде забавного снегопада из писем, с улыбкой скажет этому чудаку:      -- Ты сумасшедший.      И будет любить его вечно.

Алесандро Барикко "Море-океан"

"Понимаете,  я хочу жить, я готова на все,  лишь бы жить, мне нужна вся жизнь без остатка, пусть  она сведет меня с ума, пусть,  ради жизни я готова сойти с  ума, главное жить, даже если мне будет очень-очень  больно -- я все авно хочу жить. Ведь у меня получится, правда?"

Алессандро Барикко "Море-океан"

Как  Плассон еще не загнулся от воспаления легких, оставалось загадкой. Обыкновенный  человек  не может часами простаивать на северном ветру,  когда прибой заливается ему в штаны: рано или поздно он отправляется на тот свет.      -- Сначала он должен закончить свою картину, -- заметила Дира.      -- Никогда он ее не закончит, -- возразила мадам Девериа.      -- Значит, он никогда и не умрет.

Х.Кортасар, «Игра в классики»

Оливейра, о Маге:

Она совершенно не умеет добиваться своего, не чувствует расстояния, время вдребезги разбивается у нее в руках, она натыкается на все на свете. Благодаря чему, замечу мимоходом, она отличается совершенством в деле развенчания фальшивого совершенства в других.

Х.Кортасар, «Лето»

Это  <…> ответ смерти и небытию – закрепить на месте каждую вещь, каждый отрезок времени, измыслить обряды и способы преодоления хаоса, полного прорех и пятен.

Туве Янссон. "Мемуары папы Муми-тролля"

Дорогая Хемулиха!

     Чувствую, что меня ожидают великие подвиги, а
     жизнь муми-тролля -- коротка. И потому я покидаю
     этот дом, прощай, не печалься, я вернусь, увенчанный
     славой!

     PS. Забираю с собой банку тыквенного пюре.

Туве Янссон "Мемуары папы Муми-тролля"

- Об отцах никогда ничего толком не знаешь, -  сделав  какой-то
неопределенный жест, объяснил Муми-папа. - Они приходят  и  уходят...

Туве Янссон "Мемуары папы Муми-тролля"

Клипдассы  -  общительные  животные,  которые  ненавидят
одиночество. На речном дне они вырывают клыками каналы и образуют там,
внизу, целые колонии. Их щупальцы оставляют после  себя  чуть  клейкий
след, из-за этого многие называют их клейкдассами и клейклапами.
     Клипдассы чаще всего милы, но они беспрестанно  грызут  и  кусают
все подряд, все, что попадается им на  глаза,  особенно  то,  что  они
никогда прежде не видели. Кроме того, у клипдасс есть одна  неприятная
особенность: случается, что они откусывают чужой нос, если им кажется,
что нос этот слишком велик.  

Туве Янссон "Мемуары папы Муми-тролля"

Когда плывешь по  морю,  горизонт  представляется  бесконечным  и
непоколебимым.  Нормальные  же  мумитролли    больше    всего    любят
переменчивое и причудливое, неожиданное и своеобразное: берег, который
и земля и вода, солнечный заход, который  и  мрак  и  свет,  и  весну,
которая и холод и тепло.

Туве Янсон «Мемуары папы Мумий-тролля»

  - Хатифнатты,  -  произнес  Фредриксон.  --  Плывут  с  помощью электричества.      - Хатифнатты, -- взволнованно прошептал я. - Те, что  только  и знают плыть да плыть и никогда никуда не приплывают...      - Они заряжаются во время грозы, -- объяснял  Фредриксон.  -  И тогда жгут, как крапива. И еще они ведут порочный образ жизни.      - Порочный образ жизни? - очень заинтересовался я. -  Что  это значит?      - Точно не знаю. Наверно, топчут чужие огороды и пьют пиво.      Мы  долго  глядели  на    хатифнаттов,    уплывающих    навстречу бесконечному  горизонту.  И  у  меня  зародилось   странное    желание последовать за ними и тоже вести порочный образ  жизни.  Но  вслух  об этом я не сказал.

Туве Янсон «Мемуары папы Мумий-тролля»

Хатифнатт может передвигаться с помощью собственной наэлектризованности (которую некоторые называли тоской или  беспокойством)

Туве Янссон "Мемуары папи Муми-тролля"

Видишь  ли,  когда  пишешь  книгу,  самое  главное  - закончить главу именно тогда, когда всего страшнее.

Туве Янссон "Мемуары папы Муми-тролля"

Мне было почти досадно, что я не родился, как хатифнатт, под неизвестными блуждающими звездами и не мог, как они, плыть и плыть к недосягаемому горизонту, молчаливый и равнодушный ко всему, и чтобы никто не ждал от меня ничего другого.

Туве Янссон "Мемуары папы Муми-тролля"

Я спросила маму, что такое колонисты, и она считает: это те, которые живут очень близко друг от друга, потому что одиночество никому не нравится. А потом все начинают ужасно ссориться, но все равно это гораздо веселее, чем не иметь никого, с кем можно поругаться.
789
Добавить в избранное

3 комментария

13:05
Проделана большая работа.
11:21
неужели все прочитала
12:06
Уже давным-давно замечено,
как некрасив в скафандре Водолаз.
Но несомненно: есть на свете Женщина,
что и такому б отдалась.

(Не в этот, так в другой такой же раз.)
Та Женщина отказывала многим.
Ей нужен непременно Водолаз.
Резиновый. Стальной. Свинцовоногий.

я прослезилась