ОКТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ
1. Узнаванье октября.

Сожженных мостов остывающим пеплом
ложится листва в пестрый наст бытия.
В зеркал отрешенье подобьем поблеклым
отторгнут — о Боже! — да это ли я?

Моя ли рука содроганьем отметит
сникающий пульс, словно мельк маяка
в густеющем сонмище шторма — несметен
провал или вал в маяте моряка?

Горька, солона на меже предрассветной
несбыточность снов, и к рассвету закат
так близок, как призрак седеющей вести
предснежья зимы в октября облаках.

2. Ветхозаветность октября.

В утробе требы октября,
как в озареньях поглощенного Ионы,
Ниневии наития горят
немыми угольками исподбровья.

Испробована соль стократ,
И снова рыка льва непревзойденней
собачий вой: Экклезиаст —
последний полнолунья акт задернут.

Июлю в след октябрь попал,
как в след Израиля Иеремия,—
о, лета бабьего печаль,
тебя ль нарек Амнон Фамарью милой.

3. Последний бунт октября.

Просторы убраны блистаньем паутины.
Тоскливостью высокой взбиты облака —
шиньон Антуанетты перед гильотиной:
и падает кровавым лезвием закат.

В отребьях траурного обрамленья веток
на месте, падающей в обморок, листвы
зияют, жадным к зрелищам кровавым, блеском
невосполнимые пробелы пустоты,

как взгляды, жадной к наслажденьям казнью, черни.
Широк прощальный осени невинной жест,
как повелителя поклон надменный,
прощающий толпе мытарства королей.
79
Добавить в избранное

11 комментариев

09:56
+1
Не люблю я все эти устарелости, типа бытия, сонмища и т.д. Впрочем в данном стиле стих вполне себе выдержан.
Очень рекомендую читателям, родившимся в 17-18 веках
20:56
А значит, рекомендуете всем поэтам -- поэты ведь рождаются вне времён.
10:48
Неровно, но вкусно))
И снова рыка льва непревзойденней собачий вой: Экклезиаст — последний полнолунья акт задернут.

В отребьях траурного обрамленья веток на месте, падающей в обморок, листвы зияют, жадным к зрелищам кровавым, блеском невосполнимые пробелы пустоты, как взгляды, жадной к наслажденьям казнью, черни.

Очень вкусно!)) Даже с двумя "жадно".
21:01
Если под "неровно" Вы имели в виду "непропорциональное" количество слогов в строках, то мне показалось, что именно такая форма наиболее полно выразит содержание. Жаль, если я ошибся. Благодарю за внимательное и тонкое прочтение.
23:48
Неровно по степени завершенности картинок (на мой взгляд). Т.е., не везде складывается визуальный образ, не говоря уже о тактильном пр. восприятии. Во в этом
В отребьях траурного обрамленья веток на месте, падающей в обморок, листвы зияют, жадным к зрелищам кровавым, блеском невосполнимые пробелы пустоты, как взгляды, жадной к наслажденьям казнью, черни.

есть и картинка, и звук, и запах, и кожно-мышечные ощущения. А в других местах - красивые звуки (что совсем не мало), но силы не хватает((
Кстати, "призрак седеющей вести предснежья зимы в октября облаках" вовсе не "вычурно/перегружено", но не достаточно сильно, поэтому раздражает некоторых НЕ "впечатл. девочек"))
А впечатл. девочки, тетеньки, старушки и маленькие детишки радостно махают чепчиками.
20:31
И Вам спасибо за внимание. Я, к стати, тоже считаю, что "призрак седеющей вести предснежья зимы в октября облаках" -- вовсе не удары по крышке рояля и даже не "не те клавиши", а может просто слабые удары по клавишам и не более -- и в обратном меня, извиняюсь, не убедят никакие критики. Но это ведь тоже, как ни как, поэзия, просто, возможно, более призрачно-эмпирейная, что ли, но поэзия ведь не может быть везде и всегда одинаковой... Прямо какой-то у нас не "литгеп", а "ликлитбез" получается.
Горька, солона на меже предрассветной
несбыточность снов, и к рассвету закат
так близок, как призрак седеющей вести
предснежья зимы в октября облаках.

соленая и горькая несбыточность снов на предрассветной меже, когда закат похож на призрак седеющей вести предснежий зимы в октябрьских облаках

"призрак седеющей вести предснежий зимы" - не по всякому мосту пройдет этот вагон

даже если опустить перегруженность конструкции: "призрак вести"; что это? абстрактный дым: подуешь, и он рассеется

"облака октября"? "предснежье зимы"? сам тип конструкции, метод, по которому автором подбираются изобразительные средства - не позволяет выйти за рамки конвейера

стоит взрезать и разложить на составляющие всю эту вычурность/перегруженность - под ней не найдется ничего, существенно отличающегося от "несбыточных снов" и "седеющих вестей"

т.е. у нас бесплотные характеристики + абстрактные объекты

предрассветная межа
несбыточные сны
призрак вести
седеющая весть
предснежье зимы
октябрьские облака

запоняют все имеющееся пространство; нет попытки овеществить объекты указанием на их характерную (в т.ч. фиксируемую рецепторами) сторону; нет попытки нащупывать в этом абстрактном тумане очертания твердых объектов; а главное нет поиска собственных связок, оригинальных сочетаний объект+качество - берутся с полки (или составляются по шаблону) готовые

все эти взбитые тоскливостью облака, траурное обрамленье веток, невосполнимые пробелы пустоты, печаль бабьего лета, прощальный жест невинной осени - можно гнать поточно; выразительно читать под одобрение впечатл. девочек, даже издавать

но функционально эти сцепки не имеют ценности; не работают, не направляют нервные импульсы по новым путям, не наполняют вены ассоциациями

просто крашеный раствор с формулой H2O; причем на мой взгляд автор может без воды - но не стесняется ее
21:59
Благодарю, конечно, за столь монументальный критический труд, вся эта лавина определений будет похлеще "призрака седеющей вести зимы" - одним махом и не осилишь, будем потихоньку осиливать. Хотя, сам лично не люблю препарировать живой текст на части, это как расчленять скальпелем на органы живой организм -- он от этого, как правило, умирает. По-моему, текст либо воспринимается целиком( то самое одобрение впечатлительных девочек), либо умирает, расчлененный холодным и бездушным лезвием структурного анализа, который и впрямь оставляет от стиха только Н2О. И если, например, вот этот, блестяще продемонстрированный уважаемым критиком метод применить хотя бы к тому же раннему Пастернаку, то всего его надобно будет выбросить в мусорное ведро, чего не хотелось бы. Хотя? Будем посмотреть. Тем более, что поэзия после жизни, наверное, самая спорная в мире вещь.
текст либо воспринимается целиком( то самое одобрение впечатлительных девочек), либо умирает, расчлененный холодным и бездушным лезвием структурного анализа

это не структурный анализ

спросите себя честно, когда вы смотрите на скульптуру - и видите неверную передачу пропорций; слышите сонату - и знаете, что пальцы встали не там: это холодное бездушное расчленение или... ?

я всего лишь пробовал показать, где неточность в вашем положении рук; использование изобразительных средств вида "прекрасная душа", "чудесный мир", "вечная любовь" - это даже не промах пальцев, а игра на закрытой крышке

в силу именно нефункциональности: истертые сочетания восприятием отсеиваются как спам; не схватывающие очертания окружающего мира катрены (бесплотное+абстрактное) - не способны всколыхнуть поток ассоциаций; чем же вы тогда передадите состояние своей нервной сетки? соединением хвостов, как на'ви, или напрямую с помощью телепатии?

оригинальные метафоры тем и ценны, что вербальный канал передачи слишком узок, чтобы "рассказывать" эмоции и настроение стершимися в повседневности фразами; необходимо подключение массива ассоциаций; не открытая ранее никем метафора - точка входа в этот массив

вроде обугленных груш грачей: задумайтесь, насколько малой последовательностью задается форма, глубина цвета, распределение предметов в пространстве etc

разговоры про цельность/препарирование разбиваются о те же доводы, что и оправдания незнания скульптором анатомии, шахматистом нотации, а мызыкантом нот; дело не в препарировании, а понимании механики инструмента, с которым приходится работать

то, что лингвистика в выявлении законов художественного текста продвинулась так мало - не оправдывает неготовность практика прослеживать зависимости самостоятельно

"на вкус и цвет", "пишудушой" и проч. заявления - разговор средневекового алхимика, уверенного, что раз таблицы менделеева еще нет, значит нельзя иначе, чем наобум

применить хотя бы к тому же раннему Пастернаку, то всего его надобно будет выбросить в мусорное ведро

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

чем не ранний пастернак, 1912г.
12:14
Мне кажется, у автора не
истертые сочетания

Скорее сочетания
не схватывающие очертания окружающего мира

Автор как раз и старается создать - ссылаясь на Пастернака)) - что-то свое-особенное-незатертое. Кстати
призрак седеющей вести

достаточно осязаемый образ инстинктивного предчувствия приближающейся гибели.

А в целом, Вы правы.
20:09
Благодарю за внимание к моей скромной персоне. Пока что ничего отвечать не буду. Будем подумать. В общем, настрой Вашей мысли понятен. Просто не хотелось бы повторять в нашем разговоре извечный спор критика и поэта, когда критик обвиняет поэта в нарушении им же, критиком, придуманных правил, а поэт, в свою очередь, ставит в вину критику желание просто "попрекраснословить" по поводу чужого творчества.
  • В кулуарах друзья обсуждают дожди, грозовые предвестники ангельской жатвы, мне сегодня по-своему искренне жаль тех, кто остался лежать у ...
    Джон 04.08.2016 1
  • Видишь — девушка плачет. Зачем так? Зачем ты Рассказал ей, что скоро начнётся война? Эта девушка в ЗАГС подала документы, И, счастливая, замуж ...
    Flame 10.06.2016 47
  • На этой картине вы можете видеть сад А за садом забор, потрескавшийся от лет Которых, светлых и темных, много-много назад Верона плыла через ...
    Лисс 02.07.2016 14